ЭКОНОМИКА КАЗАХСТАНА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

Экономика Казахстана в новых реалиях

ЕАЭС – странам Центральной Азии все сложнее маневрировать между санкциями против России за вторжение в Украину и партнерскими обязательствами внутри этих организаций. Насколько выгодно Казахстану сохранять членство в торгово-экономическом союзе с Россией? С 24 февраля 2022 года Казахстан столкнулся с последней реальной угрозой для нашей государственности: санкции, релокация бизнеса из России в Казахстан, отлучение от мирового научно-технического прогресса. Перед нами стоит исторический выбор остаться за железным занавесом или защищать свои национальные интересы.

Казахстан подписал договор о Таможенном Союзе ЕАЭС 26 февраля 1999 года вместе с Россией, Киргизией, Беларусью и Таджикистаном. годня в 2022 году странами-членами Таможенного Союза являются с 1 июля 2010 года Россия и Казахстан, с 6 июля 2010 года Беларусь, со 2 января 2015 года Армения  и с 12 августа 2015 года Киргизия. Статус наблюдателя в декабре 2020 года принял Узбекистан, другими кандидатами стали в 2013 году Сирия и в 2015 году Тунис.

А что стало с Таджикистаном? Таджикистан не стал вступать в Таможенный Союз по причине угрозы замыкания обмена технологиями, торговли и социально-экономического развития, внутри уже исчерпавшего себя исторически «железного занавеса» советского пространства. И сегодня позиция многих постсоветских стран, которых приглашают присоединиться к ЕАЭС также стала взвешенной – действующие члены ТС заявляют о неравноправии членства в данной организации. По сути, попытка реставрировать СССР с центром в Москве была начата еще в далеком 1995 году. Эта инициатива тогда была понятна – впереди ждал мульти национальный глобальный рынок, не знакомый и конкурентный, а все рычаги во внешней торговле были в руках столицы России. Но сегодня, когда по факту даже для действующих стран -участница Таможенного Союза ЕАЭС объем взаимной торговли друг с другом (72,6 млрд. долл. США) составляет лишь % от общего объема внешней торговли, смысл существования ТС становится все менее логичным.

Давайте будем прагматичны и на основе детального анализа как торговал Казахстан внутри ЕАЭС и конкретно с Россией взвесим все «за» и «против» дальнейшей торгово-экономической интеграции. В целом нужно отметить, что замыкание во взаимной торговле привело к общему сокращению внешнеторгового оборота всех стран-участниц ТС на 6,1% по итогам 2021 года к показателям 2011 год (до вхождения в ТС). Казахстан при этом пострадал более всех остальных участников ТС, ведь за 11 лет участия в ЕАЭС внешнеторговый оборот нашей страны сократился на 19,5%, в том числе сокращение объемов экспорта составило 31,5%, импорт же вырос на 8%, торговое сальдо (считается по формуле: экспорт — импорт)/(экспорт + импорт = торговое сальдо %) с 39,7% в 2011 году сократилось до 18,9% в 2021 году или практически вдвое! Казахстан из динамично развивающейся страны с богатейшими ресурсами, уверенно идущей в число 30 самых развитых стран, провалился в закрытую сырьевую деградировавшую экономику с неконтролируемым бегством капитала. Впрочем, как и другие участники данного торгово-экономического союза.

Для России, идеолога и центра принятия решений ЕАЭС, потери составили лишь -4,6% внешнеторгового оборота, сокращение экспорта на 4,9%, сокращение импорта составили 4,1%, а торговое сальдо осталось почти неизменным на уровне 25%. Для Киргизии внешняя торговля выросла на 15,9%, торговое сальдо упало с -36,6% (2011 год) до -54,1% (2021 год), импорт вырос на 30,7%, а экспорт упал на 16%. Для Беларуси внешнеторговый оборот сократился на 6,3%, отрицательное торговое сальдо сократилось с -5% до -2,3%, экспорт сократился на 3,7%, импорт сократился на 8,7%. Выиграла в этом союзе исключительно только Армения – внешнеторговый оборот вырос на 54,3%, экспорт увеличился на 128,9%, импорт вырос на 30,4%, а отрицательное торговое сальдо с -51,4% сократилось до -27,9%. Но вряд ли Таможенный Союз создавался только ради помощи одному удачливому участнику.

Для Казахстана, в 2010 году уже вышедшего на мировые рынки с уверенными позициями экспортера не только сырья, но и переработанной продукции и средств производства, вступление в Таможенный союз не открыло обещанный рынок с населением в 130 млн. человек, а наоборот столкнуло с прямым конкурентом на рынках нефти, газа, металлов и продовольствия.

До вступления в Таможенный Союз портрет казахстанского экспортера (в 2010-2011 годах наша команда активно сотрудничала по продвижению экспорта с KAZNEX INVEST) представлял собой переработчика из МСБ, торговые барьеры для которого составляли для всех рынков пошлины, стоимость транспортировки, косвенные налоги и сертификация. Сегодня же экспортеры в основном торгуют сырьем.  Неравноправность в Таможенном Союзе прогнозировалась еще до вступления Казахстана в данную организацию. Были известны все риски для массового бизнеса в нашей стране – не были гармонизированы условия ведения бизнеса для стран, становившихся единым рынком. В России исторически с советских времен были сконцентрированы основные мощности высокого передела. Казахстан при всей промышленной развитости начала независимости в единой советской плановой системе являлся звеном не последнего, а первого передела с ограничением возможностей по производству полуфабрикатов. Создание Таможенного Союза именно российская промышленность выигрывала более всех, собирая вспять межхозяйственные связи на выгодных для конечного российского переработчика условиях.

 

ВСТАВИТЬ ДИАГРАММУ

Диаграмма 1. Динамика изменения торгового сальдо стран участниц Таможенного Союза 2011-2021 годы

Нужно отметить, что сокращение положительного торгового сальдо с 2010 года во внешней торговле Казахстана привело к постоянному давлению на тенге. Вместе с внутренними проблемами олигархической и квазигосударственной концентрации рынка внутри страны центробежность капитала стала нормой, более 20% от размера экономики ежегодно стало вывозиться из страны. Денежно-кредитная политика Казахстана была подчинена исключительно интересам узких групп финансовой коррупции, перестала быть проводником инвестиций в производство. Реальный сектор казахстанской экономики стагнировал и терял позиции на едином рынке под дружным давлением следующих факторов:

  • Разрушение базы технологического прогресса — науки и образования;
  • Полный провал программы увеличения местного содержания в базовых ГМК и НГС секторах;
  • Высокая конкуренции вполне здорового российского МСБ, обеспеченного дешевыми кредитами и торговыми коридорами;
  • Неравные условия доступа к внешним рынкам через территорию России с взиманием ими высоких транзитных ставок на экспортные грузы Казахстана;
  • Спекулятивная стоимость заемных средств и отсутствия инвестиционного финансирования бизнеса;
  • Несправедливая налоговая нагрузка на переработчиков при дотируемых сырьевых секторах;
  • Отсутствие заградительных экспортных пошлин для безудержного экспорта сырья;
  • Отсутствие отдачи от участия в едином рынке – сборы пошлин и косвенных налогов на внешнюю торговлю в границах Таможенного союза на 80% аккумулировались в России за счет используемых коридоров логистики северного направления для Казахстана.

Вместе эти факторы обеспечили следующие закономерные последствия, результаты которых мы видим сегодня в ценниках на полках магазинов и зияющей пустоте в собственных карманах:

  1. Исключительно сырьевая упрощенная модель экономики с закрытием крупных перерабатывающих производств от тяжелого машиностроения до текстиля и пищевой индустрии;
  2. Драматическое отсутствие продовольственной безопасности страны, обладающей самым большим в мире потенциалом по наращиванию агропромышленного производства;
  3. Необратимая девальвация национальной валюты и неадекватная привязка к российскому рублю;
  4. Накопление ненефтяного дефицита бюджета страны, сегодня полностью превышающие совокупные активы Нацфонда и ЕНПФ;
  5. Преддефолтное состояние платежного баланса страны и угроза суверенитету.

 

Что потеряет Казахстан при сокращении импорта из России? Сегодня совокупный импорт из России составляет 17,326 млрд. USD или 42,1% всего импорта. Основными товарами в структуре импорта Казахстана являются оборудование 15,8%, бензин и другие продукты нефтепереработки 8,6%, сплавы черных металлов и изделия из них 6,7%, автотранспорт 6,7%, электрическое оборудование 6%, готовые металлические изделия 5,3%, обогащённая руда 3%, пластмассы 4,5%, драгметаллы и камни 2,8%, древесина 2,1%, каучук и резина  2,1%, бумажно-картонажная продукция 2%, алюминий 1,6%, готовая молочная продукция 1,6%, химия 1,5%, локомотивы 1,5%, табак 1,5%, мыло и бытовая химия 1,5%, переработанные плодоовощные продукты и разная снедь 2,6%, сахар и кондитерские изделия 1,3%, прочие потребительские товары 1,3%. Что из этого перечня не способен произвести Казахстан? Где здесь незаменимая высокотехнологичная продукция, кроме реэкспорта по оборудованию и автотранспорту?

 

P. S. В результате бездействия Правительства Казахстана 5 сентября 2022 года S&P Global Ratings пересмотрело прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан со «Стабильного» на «Негативный».

LEAVE A COMMENT

Name:

Website: