Зачем Казахстану еще один Фонд?

Зачем Казахстану еще один Фонд?

Весна 2022 года была богата на социальные обещания Главы государства – в срочном порядке был учрежден Фонд «Қазақ халқына». Зачем он нужен и насколько правильно принуждать бизнес оплачивать в новый фонд средства, можно ли только внебюджетными фондами решать проблему социального неравенства?

 

 

 

 

Созданный ОФ «Қазақ Халқына» является уже пятым по счету внебюджетным фондом, полностью ломающим справедливость распределения ресурсов через налоговый рычаг и бюджетную точку опоры. У нас есть Национальный Фонд, ЕНПФ, были и слились воедино Государственный фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Создание Нацфонда было обосновано необходимостью изымать в него профицит от нефтяных поступлений, ЕНПФ стал принудительным собирателем всех пенсионных активов после отказа от конкурентной накопительной системы. ГФСС, задуманный как модель страхования для наемных работников, стал по факту фондом двойной бухгалтерии по социальным пособиям (декретным, утрате кормильца, пособий по безработице), повторяя те же функции, что и выплаты в структуре Республиканского бюджета по линии МТСЗН РК. ФОМС также стал копилкой двойной бухгалтерии Минздрава РК, при одновременном росте ассигнований на систему здравоохранения прямо пропорционально была снижена базовая медицинская помощь. То есть создание внебюджетных фондов шло параллельно накоплению не нефтяного дефицита бюджета страны, когда накопленный внутренний долг превысил совокупные активы ЕНПФ, ГФСС и ФОМС.

По целям фонда «Қазақ Халқына» по финансированию лечения детей с редкими заболеваниями он ближе к положениям о ФОМС. Однако сбор в добровольно-принудительном порядке в него средств с бизнеса, в первую очередь олигархата, все же при всей благости намерения не эффективно. Во-первых, данные средства вычитаются из облагаемой налоговой базы доноров. Во-вторых, средства начали поступать вовсе не от целевой аудитории или не в той пропорции, какой ожидалось после прямых призывов Президента. В-третьих, сама правовая основа крайне зыбкая, как и непонятный добровольно-принудительный способ взимания членских взносов НПП Атамекен с бизнеса. То есть кошельков много, но они все точно не народные. Единственным легитимным инструментом по перераспределению средств является только структура государственного консолидированного бюджета без внебюджетных фондов, это:

  1. Национальный фонд с поступлением средств от недропользования, продажи земли, доходов от приватизации гос. имущества, доходов от управления государственными активами, поступления от амнистии капитала;
  2. Республиканский бюджет с получением налогов с крупного бизнеса из не сырьевых секторов (КПН) и НДС со всех участников рынка, таможенных платежей и роялти, акцизов и прочих налогов;
  3. Местный бюджет с получением индивидуального подоходного налога, имущественного и транспортного налога, корпоративного подоходного налога малого и среднего бизнеса, местных таможенных и косвенных платежей.

Изъять деньги у олигархата можно и нужно было путем проверки чистоты происхождения капитала, тотальной проверки налогов и представлением выбора беглому капиталу:

  • плати регрессным методом все налоги, от которых уклонился в Республиканский бюджет до 40% от суммы активов и спи спокойно;
  • обеспечительный арест по досудебным расследованиям 100% всех активов, не доказавших чистоту происхождения, и конфискация в госсобственность – то есть в Нацфонд.

В этом случае в госбюджет поступления составили бы не менее 50-70 млрд. долларов США в течение 3 лет массовых расследований. А что происходит сегодня? Несколько жалких дневных оборотов пары-тройки особо пугливых олигархов пришли в фонд, тут же были вычтены из базы налогообложения и дали повод шантажировать Президента на предмет «государственного рэкета» через подконтрольные олигополиям СМИ. С другой стороны (кто знает, что движет Президентом?) возможно в присущей дипломатической манере мягкой силы это пробный шар, проверка на вшивость? А где-то в недрах системы в условиях полной секретности специальными прокураторами готовятся талмуды досудебных расследований, идет активный обмен данными с ФАТФ, KIAR, спецслужбами юрисдикций вывода капиталов? В один прекрасный день каждому придет досье и предложение, от которого невозможно отказаться? Если представить себя на месте Президента с целью вернуть капиталы в страну, возможно многие бы финансисты поступили также – запустить утку, принять удар общественного порицания, а самим тихо за шумовой завесой взять в тиски уверенных в своей неприкосновенности небожителей?

Резюмируя изложенное:

  • Фонд «Қазақ Халқына» не решение проблемы социального неравенства, а прикрытие реальных необходимых действий по реституции или виндикации (восстановлению нарушенных прав).
  • Сборы в фонд «Қазақ Халқына» не являются государственным рэкетом, но само создание фонда – ошибка.
  • Социальное неравенство нужно сокращать через справедливое перераспределение ресурсов.

LEAVE A COMMENT

Name:

Website: